Украина стоит "на якоре" геополитической самоидентификации


За 25 лет независимости Украина не только не приумножила морское наследство СССР, а, скорее, приуменьшила


Почти 26–летняя история нашей независимости под сине-желтым государственным флагом продемонстрировала как, получив морское наследство бывшего СССР (Украина получила 1/4 морской инфраструктуры. По показателям грузоподъемности на душу населения торговый флот Украины приравнивали к флотам Франции, Испании, Турции и Польши. На украинских верфях строилось около 40% кораблей и судов бывшего СССР), мы не только его не приумножили, не запустили «морскую индустрию» Украины, а просто растащив это имущество по «частным квартирам», превратились вместо морской державы в аграрный придаток, практически без перерабатывающей промышленности. Потенциал украинского судостроения, машиностроения и приборостроения для морской деятельности практически деградировал.
Под этим флагом, получив «не лучшую часть» от раздела Черноморского флота бывшего СССР – 140 единиц боевых кораблей и катеров, судов и катеров обеспечения, можно констатировать, что состояние военного флота, сегодня, критическое. За это время списали и пустили «на иголки» 64 корабля и судна, а достроили всего лишь 5 и то аналоговых – постсоветских проектов.
Властная элита в очередной раз потеряла национальную морскую идею. Так какие национальные морские интересы она обслуживает, если они даже не сформированы? Третий год как Украина не имеет новой Морской доктрины и Стратегии развития морской деятельности. Украина продолжает «упорно стоять на якоре» перед проблемой геополитической самоидентификации. 

Несмотря на то, что наша страна имеет в своем распоряжении почти половину всех мировых ресурсов плодородных черноземов, необходимо решительно разрывать таллурократические традиции независимой Украины и начинать развивать талассократическую геополитическую линию. 
В современном IT-мире национальное богатство связано не с качеством черноземов, пусть даже и самых плодородных в мире, а с организацией и позицией общества. Перед властной элитой Украины продолжает стоять задача формулирования долгосрочной государственной морской стратегии и определения на государственном уровне экономических приоритетов страны, в первую очередь – развитие видов морской деятельности (от автора – военно-морская деятельность; морские перевозки; морское промышленное рыболовство; разработка полезных ископаемых на дне и в недрах; морские научные исследования; сохранение морской среды; прокладка подводных кабелей и трубопроводов; производство энергии путем использования воды, течений и ветра; создание и использование искусственных островов, установок и сооружений), которые зафиксированы в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Подчеркну: выбор стратегии внутренней и внешней морской политики Украины должен дополняться гибкой тактикой и сильной политической волей в отношении реализации поставленной цели с учетом принципа: «Государственный деятель думает о будущих поколениях, а политик – о последующих выборах».
Государственная морская политика и морская деятельность должны стать «интеграционным мостиком» между Украиной и мировым, в том числе и Европейским, сообществом. С укреплением интеграции нашей страны в глобальную экономическую систему возрастет и роль морских перевозок (от автора – сегодня доля морских перевозок в общем объеме грузовых перевозок в Украине составляет около 1%. Согласно с мировой практикой себестоимость морских перевозок на 40% ниже железнодорожных и более чем в 20 раз ниже автодорожных). 
Кроме того, Украина обладает еще и около 3 000 км морского побережья, свыше 72 000 кв. км морской экономической зоны, что делает развитие военно-морского флота и морских пограничных частей одной из приоритетных задач политики национальной безопасности.
Альфред Мэхэн (американский военно-морской теоретик и историк, контр-адмирал) писал: «Невнимательное и даже пренебрежительное отношение к прошлому, считающемуся устаревшим, не позволяет людям видеть даже тех постоянных стратегических уроков, которые лежат, так сказать, на поверхности морской истории». 
Есть надежда, что у Украины «морская судьба» и принцип: «море разъединяет и объединяет» будет для нее доминирующим.
А вдруг и действительно причины нашего прогрессирующего упадка, в том числе и в морской отрасли государства, потере национальных морских традиций в «перевернутом» флаге?