ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ГОС. ТАЙНЫ


Государственная тайна — это вид тайной информации, которая охватывает сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может навредить национальной безопасности Украины, и которые признаны в порядке, установленном действующим законодательством, государственной тайной и подлежат охране государством.
Правовой основой режима государственной тайны являются Конституция Украины, законы Украины «О государственной тайне» (в редакции от 21.09.1999 г.), «Об информации», международные договоры и иные нормативно-правовые акты.
В соответствии с Законом «О государственной тайне» к государственной тайне относится информация:
— в сфере обороны: о содержании стратегических и оперативных планов и других документов боевого управления, подготовке и проведении военных операций, численности, дислокации, боевой и мобилизационной готовности, боевой и другой военной подготовке, вооружении и материально-техническом оснащении Вооруженных сил Украины и других военных формирований, о силах и средствах Гражданской обороны Украины, о возможностях населенных пунктов, регионов и отдельных объектов относительно защиты, эвакуации и рассредоточения населения, обеспечения его жизнедеятельности и производственной деятельности объектов народного хозяйства в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций, геодезических, картографических и гидрометеорологических данных, а также характеристиках, имеющих значение для обороны и т. д.;
— в сфере экономики, науки и техники: о запасах и объемах поставок стратегических видов сырья и материалов, об общем объеме поставок, отпуска, заложения, обновления размещения и фактических запасах государственного резерва; об использовании транспорта, связи, мощностей других отраслей и объектов инфраструктуры государства; о планах, содержании, объемах финансирования и исполнения государственного заказа для нужд обороны и безопасности; о государственных запасах драгоценных металлов монетарной группы, драгоценных камней, валюты и других ценностях, связанных с изготовлением денежных знаков и ценных бумаг, их хранении, охране и защите от подделок; о научных, научно-исследовательских, исследовательско-конструкторских и проектных работах, на базе которых могут быть созданы прогрессивные технологии, новые виды производства, продукции и технологических процессов, которые имеют важное оборонное или экономическое значение и т. д.;
— в сфере внешних отношений: о директивах, планах, указаниях делегациям и должностным лицам по вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Украины, направленных на обеспечение ее национальных интересов и безопасности; о военном, научно-техническом и ином сотрудничестве Украины с иностранными государствами, если разглашение сведений об этом причинит вред национальной безопасности Украины и т. д.;
— в сфере государственной безопасности и охраны правопорядка: о личном составе органов, обеспечивающих оперативно-розыскную деятельность; о средствах, содержании, планах, организации, финансировании и материально-техническом обеспечении, формах, методах и результатах оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничающих или ранее сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, которые проводят такую деятельность и т. д.
Предусматриваются такие степени секретности: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно».
Одновременно, вышеназванный закон предусматривает перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне, если при этом будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, причиняться вред здоровью и безопасности населения:
— о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;
— об авариях, катастрофах, опасных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;
— о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
— о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
— о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
— иная информация, которая в соответствии с законами и международно-правовыми договорами не может быть засекречена.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется мотивированным решением государственного эксперта по вопросам тайн по его собственной инициативе, по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан.
Следует иметь ввиду, что решение об отнесении информации к государственной тайне действует на протяжении определенного срока, а именно: для информации со степенью секретности «особой важности» — не более 30 лет, для информации «совершенно секретно» — 10 лет, для информации «секретно» — 5 лет. После окончания предусмотренного срока действия режима секретности эксперт по вопросам тайн делает вывод об отмене решения об отнесении сведений к государственной тайне или принимает решение о продлении срока действия указанного решения в пределах вышеуказанных сроков. В то же время необходимо отметить, что Президент Украины по собственной инициативе или на основании предложений государственных экспертов по вопросам тайн или по обращению органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, организаций или граждан может устанавливать более продолжительный срок действия решений.
За нарушение законодательства о государственной тайне виновные лица (граждане и должностные лица) несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Административная ответственность наступает в соответствии со статьей 212 КоАП Украины за: несоблюдение установленного законодательством порядка передачи государственной тайны другому государству или международной организации; засекречивание информации, не подлежащей засекречиванию; нарушение установленного законодательством порядка предоставления допуска и доступа к государственной тайне, а также непринятие мер по обеспечению контроля за охраной государственной тайны.

Обзор законодательства Украины в сфере информационной безопасности

Основным нормативно-правовым актом, определяющим режим государственной тайны, является Закон Украины «О государственной тайне».
Закон регулирует общественные отношения, возникающие по поводу отнесения определенных сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защиту в интересах национальной безопасности Украины.
В частности, Закон определяет:
  • компетенцию органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в области охраны государственной тайны;
  • осуществления права собственности на секретную информацию и ее материальные носители;
  • порядок отнесения информации к государственной тайне;
  • порядок засекречивания и рассекречивания материальных носителей информации;
  • порядок охраны государственной тайны.
В соответствии с Законом государственная тайна (далее также – секретная информация) – вид секретной информации, охватывающий сведения в сфере обороны, экономики, науки и техники, внешних отношений, государственной безопасности и охраны правопорядка, разглашение которых может нанести ущерб национальной безопасности Украины и которые признаны в порядке, установленном настоящим Законом, государственной тайной и подлежат охране государством.
Основными признаками секретной информации являются:
  • принадлежность конкретных сведений, определенных законодательством о государственной тайне;
  • наличие потенциальной угрозы национальной безопасности в случае разглашения этих сведений;
  • засекречивания информации в соответствии с установленной законодательством процедуры;
  • применение государством мер по охране такой информации.
Главным принципом классификации секретной информации является степень секретности. Законодательством предусмотрено три степени секретности для информации, составляющей государственную тайну: «особой важности»«совершенно секретно»«секретно».
Максимальный срок действия режима секретности для информации со степенью секретности «особой важности» – 30 лет, для информации «совершенно секретно» – 10 лет, действие информации «секретно» – 3 лет. В некоторых случаях Президент Украины может устанавливать более длительные сроки действия решений об отнесении информации к государственной тайне.
При установлении режима секретности информации, составляющей государственную тайну, необходимо выделить две основные процедуры:
  • отнесение информации к государственной тайне;
  • засекречиванию материальных носителей информации.
Отнесение информации к государственной тайне — процедура принятия (государственным экспертом по вопросам тайн) решения об отнесении категории сведений или отдельных сведений к государственной тайне с установлением степени их секретности путем обоснования и определения возможного ущерба национальной безопасности Украины в случае разглашения этих сведений, включением этой информации в Свод сведений, составляющих государственную тайну.
Засекречивание материальных носителей информации – введение в установленном законодательством порядке ограничений на распространение и доступ к секретной информации путем предоставления соответствующего грифа секретности документам, изделиям или другим материальным носителям этой информации.
Охрана государственной тайны в Украине предусматривает внедрение комплекса организационно-правовых мер, к которым, в частности, относятся:
  • единые требования к изготовлению, пользованию, хранения, передачи, транспортировки и учета материальных носителей секретной информации;
  • разрешительный порядок осуществления деятельности, связанной с государственной тайной;
  • ограничение обнародования, передачи другому государству или распространения иным путем секретной информации;
  • ограничения относительно доступа к государственной тайне иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц;
  • режим секретности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, которые осуществляют деятельность, связанную с государственной тайной;
  • специальный порядок допуска и доступа граждан к государственной тайне;
  • техническая и криптографическая защита секретной информации.
Законодательством определен перечень информации, которая не может быть засекречена.
В соответствии с Законом Украины «О государственной тайне» не относится к государственной тайне информация:
  • о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;
  • об авариях, катастрофах, опасных природных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;
  • о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социально-демографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;
  • о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;
  • другая информация, которая в соответствии с законами и международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, не может быть засекречена.
Формы допуска к государственной тайне устанавливаются в зависимости от степени секретности информации. Законодательство предусматривает три формы такого допуска:
  • форма 1 – для работы с секретной информацией, которая имеет степени секретности «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно», которая имеет срок действия 5 лет;
  • форма 2 – для степеней секретности «совершенно секретно» и «секретно» со сроком действия 10 лет;
  • форма 3 – для степени секретности «секретно» со сроком действия 15 лет.
Государственные эксперты по вопросам тайн
Проведение процедуры отнесения информации к государственной тайне относится к компетенции государственных экспертов по вопросам тайн. Правовой статус и полномочия государственного эксперта по вопросам тайн определяются Законом Украины «О государственной тайне».
При выполнении задач, возложенных на государственного эксперта по вопросам тайн, эксперт в частности:
  • принимает по отнесению сведений к государственной тайне изменения степени секретности этой информации и ее рассекречивание;
  • дает заключение о вреде национальной безопасности Украины в случае разглашения секретной информации;
  • утверждает выводы относительно осведомленности о государственной тайне граждан, которые имеют или имели допуск к государственной тайне;
  • контролирует обоснованность и правильность предоставления грифов секретности материальным носителям информации, составляющей государственную тайну.
Функции государственного эксперта по вопросам тайн выполняют определенные должностные лица органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций.
В Верховной Раде Украины функции государственного эксперта по вопросам тайн исполняет Председатель Верховной Рады Украины.
Порядок засекречивания информации
Единственным основанием для установления, изменения или отмены режима секретности является решение государственного эксперта по вопросам тайн.
Законодательство определяет необходимость соблюдения определенной процедуры при принятии таких решений, круг субъектов, которые могут инициировать такую процедуру, сроки ее проведения и критерии, по которым это решение должно приниматься.
Инициировать рассмотрение вопроса об отнесении информации к государственной тайне государственный эксперт может либо по его собственной инициативной, или по обращению руководителей соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций или граждан.
Нормами Закона Украины «О государственной тайне» определен перечень обязательных положений, которые должны содержаться в решении государственного эксперта по вопросам тайн. Этим решением определяются:
  • информация, которая должна составлять государственную тайну, и ее соответствие категориям и требованиям, предусмотренным нормами стать 8 Закона Украины «О государственной тайне»;
  • основания отнесения информации к государственной тайне и обоснование ущерба национальной безопасности Украины в случае ее разглашения;
  • степень секретности указанной информации;
  • объем финансирования мероприятий охраны такой информации;
  • орган государственной власти, орган местного самоуправления, предприятие, учреждение, организация или гражданин, который внес предложение об отнесении этой информации к государственной тайне, и орган государственной власти (органы), которому предоставляется право определять круг субъектов, которые будут иметь доступ к этой информации;
  • срок, в течение которого действует решение об отнесении информации к государственной тайне.
Решение государственного эксперта по вопросам тайн об отнесении информации к государственной тайне подлежит регистрации Службой безопасности Украины в Своде сведений, составляющих государственную тайну.
После соответствующей регистрации решения государственного эксперта по вопросам тайн является обязательным для исполнения на всей территории Украины.
Законодательством предусмотрена также процедура изменения режима секретностиинформации, включая отмену решения об отнесении информации к государственной тайне (рассекречивание) или принятия решения о повышении или понижении степени секретности информации. Эта процедура может быть инициирована:
  • в случае окончания срока действия решения об отнесении информации к государственной тайне;
  • государственным экспертом по вопросам тайн по собственной инициативе;
  • на основании решения суда;
  • в случае принятия государственным экспертом по вопросам тайн вывода об отмене решения об отнесении информации к государственной тайне, что является основанием для изъятия информации из Свода сведений, составляющих государственную тайну.
Свод сведений, составляющих государственную тайну.
Свод сведений, составляющих государственную тайну, формирует и публикует в официальных изданиях Служба безопасности Украины на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн.
Свод сведений, составляющих государственную тайну, – акт, в котором сведены перечни сведений, в соответствии с решениями государственных экспертов по вопросам тайн, является единой формой регистрации этих сведений в Украине.
Свод сведений, составляющих государственную тайну, является систематизированным перечнем сведений, составляющих государственную тайну. Этот перечень состоит из статей, пунктов и подпунктов.
Сведения систематизируются в четыре большие группы (статьи) в соответствии с областью государственной деятельности:
  • отрасль обороны;
  • отрасль экономики;
  • отрасль внешних отношений;
  • отрасль государственной безопасности и охраны правопорядка.
Сведения, относящиеся к каждой из этих групп, классифицируются на отдельные пункты и подпункты по основным характеристикам:
  • содержания сведений, составляющих государственную тайну;
  • степени секретности («особой важности», «совершенно секретно», «секретно»).

Коммерческая тайна

Согласно статье 505 Гражданского кодекса Украины коммерческой тайной является информация, которая является секретной в том понимании, что она в целом или в определенной форме и совокупности ее составляющих является неизвестной и не является легкодоступной для лиц, которые обычно имеют дело с видом информации, к которому она принадлежит, в связи с чем она имеет коммерческую ценность и была предметом адекватных существующим обстоятельствам мер по сохранению ее секретности, предпринятых лицом, которое законно контролирует эту информацию.
Коммерческой тайной могут быть сведения технического, организационного, коммерческого, производственного и иного характера, за исключением тех, которые согласно законодательству не могут быть отнесены к коммерческой тайне.
Законодательная база не устанавливает и каких-либо требований к форме существованиякоммерческой тайны. Это могут быть как сведения, сообщенные устно, так и письменно, или выраженные в графической форме и т. п.
Кроме того, в соответствии с Перечнем сведений, которые не составляют коммерческую тайну, который утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 августа 1993 года № 611, коммерческую тайну не составляют:
  1. учредительные документы, документы, позволяющие заниматься предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами;
  2. информация по всем установленным формам государственной отчетности;
  3. данные, необходимые для проверки расчета и оплаты налогов и других обязательных платежей;
  4. сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также наличие свободных мест;
  5. документы об оплате налогов и сборов;
  6. информация о загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью, а также другие нарушения законодательства и размеры причиненных при этом убытков;
  7. документы о платежеспособности;
  8. сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организациях, которые занимаются предпринимательской деятельностью;
  9. сведения, подлежащие оглашению, согласно законодательству.
Не может быть отнесена к коммерческой тайне информация, которая согласно Закону Украины «Об информации» относится к тайной (государственная тайна) или, напротив, открытой информации.
Также не могут составлять коммерческую тайну сведения, которые подлежат обязательной публикации, предоставлению по запросу неограниченного круга лиц, а также сведения, относительно которых в законодательстве содержится прямой запрет на их распространение (например, не может быть засекречена информация о состоянии окружающей среды, качестве продуктов питания, предметов быта и т. д.).
В этой связи, сведения, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне, например предприятия, должны иметь следующие признаки:
  1. не содержать государственной тайны;
  2. не наносить ущерб интересам общества;
  3. относиться к производственной деятельности предприятия;
  4. иметь действенную или потенциальную коммерческую ценность и создавать преимущества в конкурентной борьбе;
  5. иметь ограничения в доступе и тому подобное.
Гражданским кодексом Украины определено (ст. 420), что коммерческая тайна является одним из объектов интеллектуальной собственности. Соответствующие имущественные права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну принадлежат лицу, которое правомерно признало информацию коммерческой тайной, если иное не установлено договором.
Умышленное разглашение коммерческой тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна известна в связи с профессиональной деятельностью, если оно совершено из корыстных или иных личных побуждений и причинившее существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, предусматривается уголовная ответственность (ст. 231, 232 Уголовного Кодекса Украины).
Получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также другой конфиденциальной информации с целью причинения вреда деловой репутации или имуществу другого предпринимателя влечёт за собой штрафные санкции, что предусмотрено Кодексом Украины об административных правонарушениях (ст. 164Недобросовестная конкуренция).

Иные виды тайн

В Украине отсутствует единый перечень тайн. По оценочным данным информационное поле Украины регулируется 17-ю законодательными актами, и в них насчитывается 36 видов тайн. 
Ниже приведен перечень наиболее четко определенных украинским законодательством видов тайн.
Адвокатская тайна
Адвокатской тайной является любая информация, которая стала известна адвокату, помощнику адвоката, стажеру адвоката, лицу, состоящему в трудовых отношениях с адвокатом, о клиенте, а также вопросы, по которым клиент обращался к адвокату, адвокатское бюро, адвокатское объединение, содержание советов, консультаций, разъяснений адвоката, составленные им документы, информация, хранящаяся на электронных носителях, и другие документы и сведения, полученные адвокатом при осуществлении адвокатской деятельности.
Информация и документы могут потерять статус адвокатской тайны по письменному заявлению клиента. При этом информация или документы, полученные от третьих лиц и которые содержат сведения о них, могут распространяться с учетом требований законодательства по вопросам защиты персональных данных.
Лица, виновные в доступе посторонних лиц к адвокатской тайне или ее разглашении, несут ответственность в соответствии с законом (ст. 22 Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности»).
Банковская тайна
Информация о деятельности и финансовом состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банка, является банковской тайной.
Банковской тайной являются, в частности:
  1. сведения о банковских счетах клиентов, в том числе корреспондентские счета банков в Национальном банке Украины;
  2. операции, которые были проведены в пользу или по поручению клиента, осуществленные им сделки;
  3. финансово-экономическое положение клиентов;
  4. системы охраны банка и клиентов;
  5. информация об организационно-правовой структуре юридического лица – клиента, его руководителях, направлениях деятельности;
  6. сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайны, любого проекта, изобретений, образцов продукции и другая коммерческая информация;
  7. информация относительно отчетности по отдельному банку, за исключением той, что подлежит опубликованию;
  8. коды, используемые банками для защиты информации.
Информация о банках или клиентах, которая собирается во время проведения банковского надзора, составляет банковскую тайну.
Информация о банках или клиентах, полученная Национальным банком Украины в соответствии с международным договором или по принципу взаимности от органа банковского надзора другого государства для использования в целях банковского надзора или предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, составляет банковскую тайну.
Лица, виновные в нарушении порядка раскрытия и использования банковской тайны, несут ответственность в соответствии с законами Украины (ст. 231, 232 Уголовного Кодекса Украины).
Журналистская тайна
Информация о лице, которое желает остаться анонимным источником информации и которая стала известна журналисту, должностным лицам, журналистскому и служебному персоналу средства массовой информации при выполнении ими своих профессиональных обязанностей, является журналистской тайной.
Осуществляя свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, журналист использует права и исполняет обязанности, предусмотренные Законом Украины «Об информации» и этим Законом Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине».
Журналист имеет право на сохранение тайны авторства и источников информации, за исключением случаев, когда эти тайны обнародуются по требованию суда (п.11 ч.2 ст. 26 Законом Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине»).
Журналист обязан удовлетворять просьбы лиц, предоставляющих информацию относительно их авторства или сохранения тайны авторства (п.3 ч.3 ст. 26 Законом Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) в Украине»).
Журналист несет ответственность в рамках действующего законодательства за превышение своих прав и неисполнение обязанностей.
Врачебная тайна
Информация о состоянии здоровья, которая стала известна о лице (пациенте) врачу (лечащему персоналу), обслуживающему персоналу, должностным лицам и служебному персоналу медицинского учреждения при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей, является врачебной тайной.
Врачебной тайной также являются совокупность сведений о болезни (диагноз, методы лечения, прогноз и др.), о семейной и интимной жизнь больного, ставшие известными медицинским и фармацевтическим работникам в процессе лечения и, которые не подлежат разглашению.
Врач, как и другие лица, участвующие в оказании медицинской или фармацевтической помощи, обязаны хранить врачебную тайну.
Медицинская информация о пациенте может быть обнародована в следующих случаях:
  • при выраженном письменном согласии пациента;
  • при мотивированном требовании органов дознания (следствия, прокуратуры и суда), когда сохранение тайны существенным образом угрожает здоровью и жизни пациента и другим лицам (опасные инфекционные болезни) в случае привлечения к лечению других специалистов, для которых такая информация является профессиональной необходимостью.
Врач должен следить за тем, чтобы лица, принимающие участие в лечении больного, также соблюдали профессиональную тайну. Лица, пользующиеся правом доступа к медицинской информации, обязаны хранить тайну, а также данные, полученные в процессе лечения пациента.
В случае проведения научных исследований, обучения студентов и совершенствования квалификации врачей (фармацевтов) также необходимо соблюдать врачебную тайну.
Следственная тайна
Следственную тайну составляет информация, которая стала известна оперативным работникам, следователям, должностным лицам, служебному персоналу и обслуживающему персоналу органов прокуратуры, Министерства внутренних дел, Службы безопасности Украины при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей и разглашение которой может нанести ущерб оперативным мерам, расследованию, дознанию или создать угрозу жизни человека.
Тайна завещания
Нотариус, другое должностное, служебное лицо, удостоверяющее завещание, свидетели, а также физическое лицо, которое подписывает завещание вместо завещателя, не имеют права до открытия наследства разглашать сведения о факте составления завещания, его содержания, отмены или изменения завещания.
Тайна страхования
Должностные лица Уполномоченного органа (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг) в случае разглашения в любой форме сведений, которые являются тайной страхования, несут ответственность, предусмотренную законом.
Конфиденциальная информация относительно деятельности и финансового состояния страхователя — клиента страховщика, которая стала известной ему во время взаимоотношений с клиентом или с третьими лицами при осуществлении деятельности в сфере страхования, разглашение которой может нанести материальный или моральный вред клиенту, является тайной страхования.
Информация относительно юридических и физических лиц, которая содержит тайну страхования, предоставляется страховщиком в таких случаях:
  • по письменному запросу или с письменного разрешения собственника такой информации;
  • по письменным требованиям суда или по решению суда;
  • органам прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, налоговой милиции по их письменному требованию относительно операций страхования конкретного юридического или физического лица по конкретному договору страхования в случае сообщения о подозрении в совершении уголовного правонарушения данному лицу;
  • центральному органу исполнительной власти по вопросам финансового мониторинга в соответствии с Законом Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма».
Ограничения относительно получения информации, которая содержит тайну страхования, не распространяются на служащих Уполномоченного органа, которые в пределах полномочий, предоставленных Законом Украины «О страховании», осуществляют государственный надзор за страховой деятельностью, а также органы доходов и сборов в случае представления им информации на запрос, сделанный в соответствии с положениями Налогового кодекса Украины.
Тайна усыновления
Лицо имеет право на тайну пребывания на учете желающих усыновить ребенка, поиска ребенка для усыновления, подачи заявления об усыновлении и его рассмотрения, решения суда об усыновлении.
Ребенок, усыновленный имеет право на тайну, в том числе и от него самого, факта его усыновления.
Лицо, которое было усыновлено, имеет право после четырнадцати лет на получение информации относительно своего усыновления.
Усыновитель имеет право скрывать факт усыновления от ребенка, который им усыновлен, и требовать неразглашения этой информации лицами, которым стало известно о ней как до, так и после достижения ребенком совершеннолетия.
Усыновитель имеет право скрывать от ребенка факт его усыновления, если раскрытие тайны усыновления может нанести ущерб его интересам.
Если усыновляется ребенок, не достигший семи лет, должностные лица при выявлении его согласия на усыновление обязаны принимать меры по обеспечению тайны усыновления от самого ребенка.
Лица, которым в связи с выполнением служебных обязанностей доступна информация об усыновлении (пребывания лиц, желающих усыновить ребенка, на учете, поиск ими ребенка для усыновления, подачи заявления об усыновлении, рассмотрение дела об усыновлении, осуществление надзора за соблюдением прав усыновленного ребенка и т.п.), а также другие лица, которым стало известно факт усыновления, обязаны не разглашать ее, в том числе и тогда, когда усыновление для самого ребенка не является тайной.
Сведения об усыновлении выдаются судом только с согласия усыновителя, кроме случаев, когда такие сведения нужны правоохранительным органам, суду в связи с гражданским делом или уголовным производством.
Лица, которые разгласили тайну усыновления, несут ответственность, установленную законом (ст. 168 Уголовного Кодекса Украины).
Тайна связи
Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции. Исключения могут быть установлены только судом в случаях, предусмотренных законом, с целью предотвратить преступление или установить истину при расследовании уголовного дела, если иными способами получить информацию невозможно.
Данное право определено в статье 31 Конституции Украины.
В статье конкретизированы основные формы корреспонденции: телеграфная, переписка, телефонные разговоры и другая корреспонденция. Под определением «другая корреспонденция» может быть отнесена, например, электронная почта.
Тайна корреспонденции относится к личным тайнам человека. За нарушение установленной Конституцией гарантии виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 163 Уголовного кодекса Украины.
Процедура ограничения права на тайну связи регулируется параграфом 2 «Вмешательство в частное общение» главы 21 «Негласные следственные (розыскные) действия» раздел III Уголовного процессуального кодекса Украины.
Предусмотрено, что никто не может подвергаться вмешательству в частное общение без решения следственного судьи.
Разновидностями вмешательства в частное общение являются:
  • аудио-видеоконтроль лица;
  • арест, осмотр и выемка корреспонденции;
  • снятие информации с транспортных телекоммуникационных сетей;
  • снятие информации с электронных информационных систем.

Криптография

В Украине государственным органом, который отвечает за формирование и реализацию государственной политики в сфере криптографической защиты информации является Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины.
Согласно Закону Украины «О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины» № 3475-IV на ведомство в соответствии с определенными задачами возлагаются следующие обязанности в сфере криптографической защиты информации:
  • формирование и реализацию государственной политики в сфере криптографической защиты информации;
  • осуществления полномочия органа лицензирования в сфере криптографической защиты информации;
  • установление порядка создания и допуска к эксплуатации, допуск к эксплуатации средств криптографической защиты служебной информации, определение криптографических алгоритмов для применения в средствах криптографической защиты информации;
  • обеспечение развития в сфере криптографической защиты информации;
  • обеспечение нормативно-правового регулирования в сфере криптографической защиты информации;
  • техническое регулирование в сфере криптографической защиты информации;
  • методическое руководство и координация деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, воинских формирований, образованных в соответствии с законами Украины, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в сфере криптографической защиты информации;
  • установление порядка осуществления государственного контроля и осуществление государственного контроля за состоянием криптографической защиты государственных информационных ресурсов и соблюдением требований безопасности при разработке, производстве, использовании, эксплуатации, сертификационных испытаний, проведении тематических исследований, экспертизы, вывоза и уничтожения криптографических систем и средств криптографической защиты информации;
  • установление порядка организации и проведения государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации, проведение государственной экспертизы и экспертных исследований в области криптографической защиты информации, определение криптографических алгоритмов как рекомендованных, допуска к эксплуатации средств криптографической защиты информации, предоставление и/или регистрация экспертных заключений по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации, свидетельств о допуске к эксплуатации средств криптографической защиты информации;
  • установление порядка предоставления выводов и согласований, предоставление заключений и согласований международных передач криптосистем, средств криптографической защиты информации, в том числе тех, которые являются составными частями вооружения, военной и специальной техники;
  • организация и координация работ по проведению сертификации средств криптографической защиты информации вместе с центральным органом исполнительной власти по вопросам технического регулирования;
  • разработка, изготовление и поставка в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализацию государственной политики в сферах организации специальной связи, защиты информации, телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом Украины, ключевых документов к средствам криптографической защиты информации, содержащей государственную тайну, служебную информацию и публичной информации с ограниченным доступом;
  • организация и обеспечение службы по охране объектов, помещений, систем, сетей, комплексов, средств правительственной и специальной связи, ключевых документов к средствам криптографической защиты информации;
  • осуществление совместно с центральным органом исполнительной власти в области образования и науки научно-методического управления подготовкой специалистов в сфере криптографической защиты информации.
Основным нормативно-правовым документом регулирующим деятельность криптографической  защиты информации в Украине является Указ Президента Украины «О Положении о порядке осуществления криптографической защиты информации в Украине» от 22 мая 1998 года № 505.
Данное Положение определяет порядок осуществления криптографической защиты информации с ограниченным доступом, разглашение которой наносит (может нанести) ущерб государству, обществу или лицу.

Основные понятия

криптографическая защита — вид защиты, который реализуется при помощи преобразований информации с использованием специальных данных (ключевых данных) с целью сокрытия (или восстановления) содержания информации, подтверждения ее подлинности, целостности, авторства;
средство криптографической защиты информации — программное, аппаратно-программное, аппаратное или другое средство, предназначенное для криптографической защиты информации;
криптографическая система (криптосистема) — совокупность средств криптографической защиты информации, необходимой ключевой, нормативной, эксплуатационной, а также другой документации (в том числе такой, что определяет меры безопасности), использование которых обеспечивает надлежащий уровень защищенности информации, которая обрабатывается, хранится и (или) передается;
система криптографической защиты информации — совокупность органов, подразделений, групп, деятельность которых направлена на обеспечения криптографической защиты информации, и предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих, производящих, эксплуатирующих и (или) распространяющих криптосистемы и средства криптографической защиты информации.
Государственные органы, предприятия, учреждения и организации приобретают, вывозят из Украины, используют криптосистемы и средства криптографической защиты информации по согласованию с Администрацией Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины.
Для криптографической защиты информации, составляющей государственную тайну, и служебной информации, созданной на заказ государственных органов или которая является собственностью государства, используются криптосистемы и средства криптографической защиты, допущены к эксплуатации Госспецсвязью (положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации). Такие криптосистемы и средства находятся исключительно в государственной собственности.
Однако средства криптографической защиты служебной информации и криптосистемы с соответствующего разрешения могут находиться и в негосударственной собственности.
Относительно криптосистем и средств криптографической защиты конфиденциальной информации установлено только требование наличия сертификата соответствия.
Деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, ввозом, вывозом, реализацией и использованием средств криптографической защиты информации, а также с предоставлением услуг по криптографической защиты информации, могут осуществлять субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством.
К пользованию криптосистемами и средствами криптографической защиты секретной информации допускаются лица, которые в установленном законодательством Украины порядке получили допуск к государственной тайне.
Приказом Администрации Госспецсвязи от 20 июля 2007 года № 141 утверждено Положение о порядке разработке, производстве и эксплуатации средств криптографической защиты информации.
В процессе разработки, производства и эксплуатации средств криптографической защиты участвуют и взаимодействуют между собой:
  1. заказчики;
  2. разработчики;
  3. производители;
  4. организации, эксплуатирующие средства криптографической защиты;
  5. организации, производящие сертификационные испытания (экспертные работы);
  6. поставщики ключевых документов (организация или подразделение, которые определяются Администрацией Госспецсвязи для осуществления поставки ключевых документов к средствам криптографической защиты информации;
  7. Администрация Госспецсвязи.
Администрация Госспецсвязи обеспечивает конфиденциальность информации и соблюдение авторских прав по предоставленным ей материалам.
Для криптографической защиты государственных информационных ресурсов или информации, требование относительно защиты, которой установлено законом, используются средства криптографической защиты, которые имеют сертификат соответствия или положительное экспертное заключение по результатам государственной экспертизы в сфере криптографической защиты информации, а субъекты, которые их используют, имеют на это права.
Читать далее: