Историки и криминалисты до сих пор спорят об этом. Журналисты отправились на Родину Морозова – в деревню Герасимовка, чтобы развеять слухи и расставить точки над «i»
Это очень современная история, практически «Нелюбовь» Звягинцева. Только, увы, с куда более трагическим финалом. Отец (сельский чиновник) бросил жену с четырьмя сыновьями ради молодой любовницы. Женщина в одиночку пыталась воспитать мальчишек. Однажды она уехала из родного поселка в ближайший город продавать теленка. Детей оставила одних (ну что с ними может случиться в деревне?). Пока ее не было, 13-летний Паша и 8-летний Федя решили пойти на болото за клюквой. Друзьям они рассказали, что хотят остаться в лесу с ночевкой. Но спустя три дня, когда мама вернулась домой, ребята так и не объявились. Тут же в поселке собрали поисковый отряд из местных мужиков, чтобы прочесать окрестности. Лишь на следующий день тела мальчиков нашли в ельнике. Обоих жестоко исполосовали ножом, а на головы надели мешки, в которые братья собирали ягоды…
На этом Звягинцев заканчивается и, казалось бы, впору заступать на вахту какому-нибудь королю детективных триллеров. Но на дворе стояло 3 сентября 1932 года. И молодой советской власти маньяки были без надобности. А вот герои, да еще столь юные, казались жизненно необходимыми.
«А ВЫ КАК К ПАВЛИКУ ОТНОСИТЕСЬ?»
Удивительно, но и спустя 85 лет после двойного убийства Морозовых оригиналы материалов уголовного дела не достать. В советские годы они были засекречены. А в 90-е их… уничтожили за ненадобностью (заявил нам источник в силовых структурах). Казалось бы, дикость несусветная. Но мы пытались найти дело и в госархивах, и в ГУ МВД, и даже в ФСБ. Безрезультатно. Впрочем, часть уголовного дела нам отыскать все-таки удалось. У Нины Купрацевич, директора музея Павлика Морозова в селе Герасимовка, оказались копии материалов. И женщина согласилась поделиться раритетами с нами.
- Так, молодые люди! Сперва скажите, как вы к Павлику относитесь?! - подозрительно прищурилась Нина Ивановна, когда мы появились на ее пороге за 400 километров от Екатеринбурга.
- Нейтрально, - пожали мы плечами. - Просто хотим выяснить, кто его с братом убил.
Купрацевич, удовлетворенная ответом, кивает. Ей жутко не нравится официальная советская версия. По ней, Павлик был первым пионером в селе. Парнишка во все глаза следил за местными крестьянами. И если считал слишком богатыми, заявлял о них дяденькам коммунистам, и те забирали излишки. Ради светлого социалистического будущего Паша сдал даже отца – тот, будучи председателем сельсовета, за умеренную плату выдавал раскулаченным крестьянам справки, что они могут покинуть Герасимовку (хотя по закону они не могли этого делать ни в коем случае). Ну, а дальше по этой бравой советской теории, Павлик принялся за других своих родственников – хотел сдать 81-летнего дедушку, 80-летнюю бабушку, 70-летнего дядю и 19-летнего двоюродного брата, которых тоже записал в «кулаки». Родственники в итоге сыграли на опережение и убили пионера вместе с младшим братишкой в лесу. Позже их всех приговорили к расстрелу. А Павлик посмертно стал национальным героем и ролевой моделью для всех пионеров.
Под этой скульптурой Павлика в центре Герасимовки находится его могила и брата Феди
- Кстати, внучка Арсения Кулуканова (это осужденный дядя Павлика – прим. ред.) Галина Тангочина нас уверяла, что братьев Морозовых закололи красноармейцы, чтобы создать миф о герое-пионере, - рассказываем мы Нине Ивановне. - Местные правозащитники, которые занимаются реабилитацией политзаключенных, пытались помочь женщине восстановить честное имя ее дедушки. Но у них ничего не получилось.
- Россказни про «кровавых красноармейцев» - это такая же чушь, как и история про родственников-убийц! - активно жестикулирует Нина Ивановна. – Ну, как серьезно можно рассматривать версию, что коммунистическая верхушка отправила законспирированный отряд в тайгу, чтобы убить именно Павлика Морозова? Да в Москве знать не знали про бедного мальчишку!
Нина Купрацевич, директор музея Павлика Морозова в Герасимовке, настаивает на том, что убитый школьник не был ни героем, ни предателем – просто несчастным ребенком, настоящего убийцу которого так и не нашли.
ПЕРВОГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО ОТПУСТИЛИ
Сперва в убийстве мальчиков участковый обвинил 22-летнего крестьянина Дмитрия Шатракова. Причина элементарная – парень нашел тела.
- Целые сутки мужики безрезультатно прочесывали лес в поисках Морозовых. Вдруг в селе объявляется Шатраков, которого не было видно 4 дня, и через пару часов находит трупы, - объясняет Нина Купрацевич. – Подозрительно?
Еще как подозрительно! Вот и закрыли Дмитрия в подвале, который выполнял в Герасимовке функцию следственного изолятора. Но у Шатракова оказалось алиби – он 4 дня провел на армейских сборах в соседнем селе, и даже отметка об этом в военном билете имелась. Отпустили.
Первым подозреваемым в убийстве стал Дмитрий Шатраков. Следователя смутило, что мужчина за час поисков обнаружил тела, хотя до этого вся деревня сутки безуспешно прочесывала местность. Сам Шатраков говорит, что найти тела ему помог его охотничий пес.
- Ну, а дальше местные власти решили раскручивать историю с родственниками-кулаками. Тем более, что они, действительно, были зажиточными крестьянами, - резюмирует директор музея Павлика Морозова.
Мы тем временем изучаем пожелтевшие листочки уголовного дела. Что характерно, среди показаний обвиняемых в убийстве нет ни слова про само преступление. Все очные ставки сводятся к рассказу об обеде, на котором «особо опасные преступники» обсуждали, какой отвратительный мальчишка Павлик – выдал коммунистам лошадь, которую прятали его родственники. А дальше следователь уже от себя, не опираясь ни на какие показания, живописует, как Морозовы взяли кухонный нож и пошли убивать родственников.
«УДАРИМ ПО «КУЛАКАМ» КАЧЕСТВОМ УЧЕБЫ!»
Если уголовное дело напоминает повесть писателя-беллетриста, то чего же ждать от советских газет, освещавших громкий процесс? У старожил Герасимовки нам удается отыскать «Тавдинский рабочий» за 28 ноября 1932 года. Здесь имеется репортаж из зала суда. «Перед началом заседания открылся большой митинг пионеров и школьников. Они скандируют: «Завершим дело Павлика! Требуем расстрела убийц! В ответ на контрреволюционную вылазку кулаков повысим качество учебы!»… Перед судом обвиняемый Морозов Сергей Сергеевич (дедушка Павлика). Выглядит он бодро. Старик пытается принять на себя иисусов вид. Председатель ставит вопрос в упор: «Убивал ты Павла с Федором?» Старик, склонившись, качает головой… Кулуканов(дядя Павлика) принимает вид божьей сироты и говорит: «Я любил Пашу»…
Получается, что даже на суде «убийцы» не признали свою вину, хотя в материалах уголовного дела сказано, что они написали явку с повинной.
- И кто же тогда убил Павлика? - в очередной раз озвучиваем мы свой главный вопрос.
Первый протокол осмотра тел братьев Морозовых, составленный местным участковым
«МОЮ БАБУШКУ ЧУТЬ НЕ ИЗНАСИЛОВАЛИ В ЛЕСУ»
В Герасимовке сейчас живет всего 200 человек. Но лишь одна из них помнит страшные события сентября 1932 года. Самой пожилой жительнице этих мест Татьяне Софроновой тогда было 5 лет. Но трагедия с Павликом и то, что ей предшествовало, - до сих пор одно из самых ярких ее воспоминаний.
- Моя семья тогда жила в другой деревне - Владимировке. Она стояла недалеко от Герасимовки, километрах в четырех. Но все наши старались обходить соседнюю деревню стороной, - шепотом говорит старушка. – В Герасимовке было очень много ссыльных со всей страны. Иногда эти преступники убегали в лес. А там же ничего не приспособлено, есть-то хочется. И эти мерзавцы начинали красть свиней, которые паслись на поле между деревнями. Один наш поросенок как-то прибежал домой с пулей в задней ляжке. А большую свинью бандиты зарезали. Но самое страшное случилось, когда моя бабушка пошла в лес ломать березовые ветки на веники. Она наткнулась там на одного из ссыльных. И этот мужик такой говорит: «Иди ко мне. Я тебя сейчас напарю как следует». А бабушка молодая еще была – лет 45. Не растерялась. Давай кричать: «Миша, Ваня, идите скорее сюда, тут какой-то мужик сидит». Ну тот испугался и убежал. А ведь на самом деле бабушка была в лесу совсем одна.
Когда убили Павлика, Татьяне Софроновой было пять лет. Ее отец участвовал в поисках пионера, а затем охранял найденные тела детей в избе-читальне в Герасимовке. По ее словам, в те годы в лесах вокруг Герасимовки пряталось много беглых ссыльных
Через две недели после этой истории в лесу нашли тела Павлика и Феди. Среди местных жителей уже тогда начали ходить разговоры, что с детьми мог расправиться кто-то из сосланных на Урал преступников.
- Но советской власти была выгодна легенда о Морозове-герое. Поэтому следователи, вместо того чтобы разослать по ближайших городам ориентировки на сбежавших ссыльных преступников, спокойно «шили» уголовное дело на родственников Павла, - вздыхает Нина Купрацевич.
Мы стоим с ней на месте, где обнаружили тела детей. Теперь здесь поставили обелиски. Местные школьники прячут в широкой трубе ограды записки, обращенные к Павлику. Кто-то просит помочь сдать экзамены без троек, кто-то – найти друзей.
Обелиск на месте в лесу, где было найдены тела Павлика и Феди. Местные школьники прячут в широкой трубе ограды записки, обращенные к Павлику
- Тоже что ли написать записку? - грустно улыбается Нина Ивановна. - Попросить Павлика, чтобы он помог нам раскрыть свое убийство.
Впрочем, это желание может сбыться и без всяких записок. Хотя срок давности по особо тяжким преступлениям в Россиивсего 15 лет, мы направили запрос в следственный комитет с просьбой еще раз обратить внимание на это зверское убийство. Не исключено, что сыщики все-таки начнут новую проверку.
Другая версия
С Павликом расправился мальчик-завистник, которого не взяли в пионеры
В начале 30-х годов Герасимовка и Владимировка содрогались от «проделок» 11-летнего беспредельщика.
Советские власти сделали из Павлика Морозова национального героя и ролевую модель для пионеров
- Неподалеку от нас жил мальчик Вовка. Все окрестности его боялись! – рассказывает долгожительница Татьяна Софронова. – Он был на 6 лет меня старше. Однажды мы играли в лапту. Меня поставили подбрасывать мячик. А этот Вова дубиной не по мячу ударил, а мне по голове. Да так сильно, что я сознание потеряла. Но это еще цветочки. В школе он всех учителей доводил, учеников заставлял под парты залезать. Говорю же, вся округа от него была в ужасе!
До сих пор местные жители поговаривают, что этот трудный ребенок мог расправиться и с братьями Морозовыми, хотя и был на 2 года младше Павлика. Мол, Павлик был первым пионером в Герасимовке, все его ставили в пример. А оболтуса Вову отказались принимать в пионеры, хотя он тоже очень хотел этого. Тогда малолетний отморозок и убил ребят из зависти.
Кстати, после школы Владимир куда-то исчез – сбежал из деревни, и никто его больше не видел.