Кавалерийским наскоком флот не построить


Не будет морской государственной политики - не будет флота

В мире сегодня невозможно представить страну, которая имеет выход к морю, без приоритетного развития морского сектора и внедрения взвешенной и эффективной морской государственной политики. 
Независимая Украина практически потеряла позиции морской державы и возможность стать влиятельным региональным «политическим игроком». (после распада СССР Украине досталось около 1/4 морской инфраструктуры. По удельным показателям грузовместимости и грузоподъемности на душу населения торговый флот Украины сопоставляли с флотами Франции, Испании, Турции и Польши. От раздела ЧФ бывшего СССР Украина получила 40 боевых кораблей и катеров, 100 судов обеспечения. На украинских верфях строилось 40% кораблей и судов бывшего СССР.) 

А кто-то задумывался, почему это произошло? 

Почему Украину, получившую такое «морское наследство» от СССР, Международная Морская организация (ИMO) перестала включать в свой Совет даже в группе третьих стран, участвующих в международном судоходстве? 
Почему политики и власть «системно забывают» о водных ресурсах, которые находятся в пределах территории Украины, о природных ресурсах ее континентального шельфа и морской экономической зоны, которые являются объектами права собственности Украинского народа?
А вместе с тем, не упоминают целые отрасли национальной экономики, связанные с морской деятельностью, которые в нашем государстве не имеют «право на жизнь», о миллионах специалистов морской отрасли, «путешествующих по миру» в качестве дешевой рабочей силы. (распределение запасов углеводородов составляет: 70% береговые месторождения и 30% месторождения шельфа Черного и Азовского морей. Из них добыто 67% запасов и 4% соответственно. В морской экономической зоне Украины, по оценкам специалистов, сосредоточено 1,2 трлн. м3 газа и 237 млн. т нефти. Протяженность внутренних водных путей Украины составляет 4400 км. По количеству моряков, Украина занимает шестое место в мире и в то же время является одной из крупнейших стран-поставщиков «дешевой рабочей силы» на мировой рынок труда моряков.) 
Почему защита национальных интересов на море и готовность адекватно реагировать на угрозы национальной безопасности Украины с морского направления остаются лишь декларацией? (во времена независимости было списано и утилизировано 19 боевых кораблей и катеров, 45 судов обеспечения, а достроено всего 5 и то за аналоговыми советскими проектами. В то же время, 65% боевого потенциала ЧФ РФ составляют крылатые ракеты, способные поражать как морские, так и береговые цели.)
Почему в 1993 году совокупный дедвейт торгового флота Украины насчитывал 6177 тыс. тонн, доля украинского флота в мировом торговом флоте составляла 0,9% (25 место в рейтинге), а в 2014 году - 3081 тыс. тонн, доля отечественного флота в мировом торговом флоте составляла уже 0,2%? И что интересно, с этого дедвейта на суда под украинским флагом приходится лишь 450 тыс. тонн, а остальные 2631 тыс. тонн – на суда под иностранными флагами. (динамика объемов перевозок грузов морским транспортом в Украине имеет тенденцию к сокращению почти в 8 раз (с 53,2 млн. тонн в 1990 году до 6,7 млн. тонн в 2016). Сейчас доля морских перевозок в общем объеме грузовых перевозок в Украине составляет около 1%.) 
Почему издаются государственные нормативные документы, но они не реализуются? (Указ президента Украины от 16 мая 2008 года №463/2008 «О решении СНБО Украины «О мерах по обеспечению развития Украины как морской державы» не будучи реализованным, утратил силу. 
Указ президента Украины от 26 мая 2015 №287/2015 «О решении СНБО Украины «О Стратегии национальной безопасности Украины» предписывал Кабинету Министров Украины утвердить в трехмесячный срок новую редакцию Морской доктрины Украины. Стратегические документы, которые должны определять морскую политику государства на море с учетом новых вызовов и угроз (аннексия Крыма, проект «Новороссия» - Украина без моря), а именно ЗУ «О морской политике», Морская доктрина, Стратегия развития морской деятельности и Национальная транспортная стратегия до сих пор не проработаны. 
И какая же жизнеспособность таких решений? И самое главное, кто ответственен за такую нераспорядительность?
Анализ морской политики независимой Украины приводит к выводу, который, к сожалению, является неутешительным – СИСТЕМНОЙ МОРСКОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ, ЕСТЬ ЛИШЬ ЕЕ ИМИТАЦИЯ. И это не критиканство, не «измена» - это факт!
Не надо быть экспертом в морском деле, чтобы понять, что: 
- ФЛОТ является одним из эффективных инструментов внешней политики государства: ВМС
   – это силовой элемент внешней политики, что важно для обеспечения национальной       безопасности государства, а гражданский флот – экономический инструмент, который обеспечивает защиту национальных экономических интересов; 
- СТРОИТЕЛЬСТВО НАЦИОНАЛЬНОГО ФЛОТА по значимости, масштабности и сложности решаемых задач является проблемой не ведомственной, а ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ, которая не должна зависеть от политических или бизнесовых амбиций; 
- отсутствие стратегических «морских» документов - ЗУ «О МОРСКОЙ ПОЛИТИКЕ», МОРСКАЯ ДОКТРИНА, СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УКРАИНЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ, не дают возможности четко определить направления развития морской государственной политики, разрабатывать и принимать государственные целевые программы ее финансирования, в качестве примера ГОСУДАРСТВЕННУЮ ЦЕЛЕВУЮ ПРОГРАММУ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ, планировать функционирования целых отраслей национальной экономики, которые связаны с морской деятельностью;
- отсутствие государственного органа – МОРСКОЙ КОЛЛЕГИИ, управляемой Президентом или главой правительства Украины, который бы объединил, общей идеей «возрождения Украины как морской державы», профессионалов государственного уровня в областях: военно-морского и гражданского флотов, судостроения, судоремонта, корабельного оборудования и вооружения, морского и речного торгового судоходства, портовой и море хозяйственной деятельности, гидрографии, проектирования, финансов и права и т.д., не позволяет на качественном экспертном и профессиональном уровне сформировать основные направления морской государственной политики и обеспечить их реализацию, сформировать коммуникацию для привлечения внимания руководства государства и общества к состоянию и перспективам развития национального флота, актуализировать решение вопросов реализации проектов, напрямую связанных с возрождением флота; (было сделано две попытки сформировать морской государственный орган и обе неудачно. 1995 год – создана Комиссия по вопросам морской политики при Президенте Украины. В 2000 году комиссия была ликвидирована в ходе проведения административных реформ;
- 2004 год – постановлением КМУ создан Координационный совет по вопросам развития морской индустрии. Совет, не начав работать, был ликвидирован в 2005 год;
- необходимо закончить «морское и сухопутное противостояния» и, наконец, найти понимание в бесспорной истине, что только гармоничное развитие всех отраслей гарантируют защиту неприкосновенности и национальной безопасности государства. «КАВАЛЕРИЙСКИМ НАСКОКОМ», ДАЖЕ ПРИ НЕОГРАНИЧЕННОМ ФИНАНСИРОВАНИИ ФЛОТ НЕ ПОСТРОИТЬ;
- нужна МОРСКАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ, которая позволит усилить позиции Украины как морской державы, интегрировать все составляющие морской деятельности в соответствующих европейских и мировых структурах, формировать общественно-экономические основы устойчивого производства и развития всех составляющих морской деятельности. 
Подытоживая, хотел бы отметить, что Украина должна или возродить морское могущество, или отказаться от статуса морской державы. Последнее нанесет непоправимый ущерб международному авторитету Украины и надолго исключит ее из списков региональных «политических игроков».