Украина уже два года в ожидании новой морской доктрины. Как это влияет на развитие морского флота?
Со времен независимости Украины регулярно раздаются громогласные декларации о том, что «нам нужен национальный флот», «Украина – это морская держава», но как только заканчиваются очередные предвыборные гонки или праздники наступают реалии «дорогой игрушки» и «непозволительной роскоши для Украины».
Очевидна манипуляция общественным мнением и пренебрежение «флотскими проблемами», а попросту, замена реальной поэтапной программы развития национального флота громкими заявлениями и неудержимым желанием «быстрых реформ». А тем временем национальный флот: и военно-морской, и торговый, а вместе с ним и система кораблестроения, «усохли» до непозволительных размеров и имеют критическое состояние.
С 26 мая 2017 года прошло два года как «увидел свет» Указ президента Украины от 26 мая 2015 года №287/2015 «О решении СНБО Украины «О Стратегии национальной безопасности Украины», согласно которого, Кабинет Министров Украины, в трехмесячный срок должен был разработать и утвердить редакцию новой Морской доктрины Украины.
Четвертый год войны. Изменились угрозы и вызовы национальной безопасности Украины с морского направления. Изменились национальные интересы Украины на море. Украина «отодвинута» от регионального геополитического влияния и лидерства. В то же время, Россия превратила Крым в «статический авианосец», который угрожает на только Украине, но и Европе, не забывая и о «горячем» Средиземноморском регионе.
Какие еще необходимы аргументы для того, чтобы ровно через два года после выхода Указа президента, мы «не отмечали» вторую годовщину Украины без новой Морской доктрины, а вместе с тем и других государственных «морских» документов – Закона Украины «О морской политике», Стратегии развития морской деятельности Украины.
Отсутствие этих документов не дает возможности сформулировать «постулаты» государственной морской политики – стратегические цели, задачи и перспективные пути развития основных видов морской деятельности Украины. Одновременно с этим, не дает возможности разрабатывать и принимать государственные программы ее финансирования, например, Государственную программу кораблестроения, планировать деятельность целых отраслей национальной экономики, которые имеют отношение к морской деятельности страны.
Каким образом можно продвигать и самое главное защищать национальные интересы на море, если они даже не сформулированы?
Многие страны, которые заботятся о национальном флоте, имеют 5-, 10-, 25-летние кораблестроительные программы. А некоторые, в которых «стабильный» политический и экономический климат, пошли дальше – они разрабатывают такие программы на 50 лет вперед.
Еще один аргумент.
Американские и украинские аналитики отмечают, что для администрации Президента США Дональда Трампа не существует «украинского вопроса» – Украина воспринимается исключительно как часть проблемы в отношении США и России. Но традиционно для США и американской власти (смотри фото) одним из путей решения этой проблемы есть US NAVY как наиболее эффективный инструмент внешней политики государства и важное средство обеспечения национальной безопасности.
А здесь разговор куда более серьезный – мировая геополитика!
Для Украины вывод назревает не утешительный – в вопросах государственной морской политики она перешагнула линию «deadline». Что это, «узость мышления»? «шкурные» интересы бизнеса? Или может директивы «старшего брата», который в этом заинтересован?
Просчеты Украины в важнейших вопросах морской деятельности диктуют необходимость политического решения Президента и безотлагательной реализации государством комплекса неотложных мер. Иначе, Украину ждет печальная участь Указа президента Украины от 16 мая 2008 года №463/2008 «О решении СНБО Украины «О мероприятиях по обеспечению развития Украины как морской державы», который не будучи реализованным, потерял силу.